Сильвер писал(а):
елисеша писал(а):
Кстати,по мере заглубления в индескую тему возник вопросец,в который,как мне кажется,внести ясность мог бы дядя Боря,ака Аффтурр.Пока рыл индейскую тему наткнулся на такой пассаж,емнип у Милослава Стингла,что дескать не у всех индейцев практиковалось скальпирование,но само скальпирование отнюдь не сугубо индейская преррогатива- имеются сведения античных авторов (без упоминания оных) что скальпирование практиковали и скифы в южнорусских степях. Как-то не приходилось раньше слышать об этом.Или это из серии не все античные авторы одинаково полезны-не обращать внимания?
Ну, раз уж прооооосите, слушайте, да на ус мотайте.
Обычай скальпировать (скальп - латинское слово, как и скальпель - ничего не напоминает?) в Новый Свет завезли педантичные голландцы для учёта уничтоженных врагов (одних индейцев другими индейцами, иногда еще англичан и французов).
Как средство учёта быстро выродилось, так как пошли фальсификации, разрезание одного скальпа на несколько, выдача детских скальпов за взрослые, крашеные стариков за молодых и т.д.
Англичан, кстати, первое время, выручали парики. Но за них голландцы отказывались платить.
Ножи для скальпирования, те же голландцы привезли из Старого Света. Зачем они там нужны были?
Потом эти ножи послужили образцами для "дикозападных, очень-дико-западных, сверхиндейских" ножей. Позднее их выпуск наладили потомки ссыльно-каторжных расконвоированных и беглых из СС, так как скальпы снимать стали все - и поселенцы, и армия, и разные авантюристы. Одни - чтобы побольше сувениров привезти, другие, чтобы создать дезу о "зверствах" дикарей...
Дошло до того, что сами индейцы стали плести из конского волоса украшения, похожие на скальпы, чтобы производить впечатление в цирках: "Ах, какой шармант!" и хлоп в обморок.
Вот вам выдержка из википедии. Советую, кстати, сначала там порыться, а потом на форум писать:
Скальпирование — удаление с головы куска кожи, обычно вместе с волосами. Такие куски кожи называются скальпами. Скальпы использовали как удобные для переноски доказательства проявленной на войне смелости. Скальпирование было принято в
Европе, Азии и Африке. Этот обычай ассоциируется с Войной за линию границы в Северной Америке, а также был принят у североамериканских индейцев, белых колонизаторов и пограничных жителей во время их многовековой вражды.
Государство скифов
Скальпирование было распространено среди древних скифов Евразии. Греческий историк Геродот так писал о скифах в 440 г. до н. э.: «Скифский воин вырезал из головы врага клиновидный кусок кожи, а затем смягчал его, путем трения между руками. После этого снятый скальп использовался в качестве салфетки. Скифы гордились такими скальпами и вешали их на поводья лошадей, чем больше у мужчины было подобных „салфеток“, тем больше его уважали окружающие. Многие даже изготовляли себе накидки из сшитых между собой скальпов»[источник не указан 464 дня].
Европа
В записях аббата Эммануэля Х. Д. Доминика (Emmanuel H. D. Domenech) говорится, что скальпы снимались во время войн между вестготами, франками и англосаксами в IX в.. Аббат ссылается на расшифровку летописей древних германцев, и следующие слова: capillos et cutem detrahere, написанных в Кодексе вестготов, а также в Анналах Флоборды (Annals of Flodoard).
Северная Америка
Роберт МакГи. В 1864, когда Роберт был ребенком, с него снял скальп вождь племени сиу по имени Маленькая Черепаха.
Согласно некоторым свидетельствам, отдельные племена североамериканских индейцев практиковали скальпирование вплоть до XIX века. Этно-историк Джеймс Экстел (James Axtell) утверждает, что имеются многочисленные свидетельства того, что скальпирование существовало у коренных американцев задолго до прихода европейцев. Экстел считает, что нет никаких доказательств, подтверждающих, что первооткрыватели или первые европейские поселенцы Америки были знакомы с древним обычаем скальпирования, или обучили ему индейцев. По мнению Экстела, лишь недавно (в 60-х годах XX века) возникла идея, что европейцы научили коренных американцев снимать скальпы. Эта идея быстро получила распространение, так как соответствовала духу времени «воинственных» 60-х, однако Экстел утверждает, что археологические, исторические, графические и лингвистические свидетельства противоречат этому представлению.
Считается, что общение с европейцами привело к распространению скальпирования среди коренных американцев. И правда, некоторые правительства белых поощряли данный обычай своих индейских союзников во время войны. Например, в период Войны за независимость США, Генри Гамильтон (Henry Hamilton) британский вице-губернатор Канады был известен под прозвищем «Генерал — скупщик волос», так как он якобы платил индейским союзникам за скальпы американских поселенцев. Поэтому, когда на войне Гамильтон был пойман американцами, к нему относились как к военному преступнику, а не военнопленному. Как бы то ни было, в тот период и американцы, и индейцы часто снимали скальпы со своих жертв. Скальпирование было выгодным бизнесом, так как они высоко ценились правительством: так, в 1703 г. в Пенсильвании скальп индейца-мужчины стоил 124 доллара, а женщины - 50 долларов [1] (20 долларов примерно унция золота).
Во времена нападения на земли навахо в 1863 под командованием генерала Джеймса Карлтона (James Carleton) за поимку скота индейцев давали вознаграждение, таким образом лишая навахо зимних припасов. Некоторые также стали давать награду и за поимку индейцев племени, а со временем белые начали отрезать волосы индейцев навахо, которые те перевязывали красной лентой. Другой подобный случай связан с принудительным выселением индейцев племени сиу Санти. «Индейцев сиу нужно истребить или навсегда прогнать из штата», — это слова губернатора Рэмси (Ramsey). Другим случаем надругательства над побежденными индейцами стала стычка у берегов озера Вуд в 1862 г.. Большой Орел, вождь племени Санти, говорил следующее: «Мы потеряли четырнадцать или пятнадцать человек, многие были ранены. Некоторые из раненых умерли впоследствии, я точно не знаю сколько именно. После сражения мы забрали с собой только раненых, но не мёртвых. Белые же сняли скальпы со всех погибших, так мне сказали». После произошедшего, генералу Силби пришлось издать такой приказ: «Тела погибших, даже если они принадлежат враждебным дикарям, не должны подвергаться надругательствам со стороны цивилизованных христиан». Тем не менее скальпирование продолжалось в других штатах. Так, правительство Калифорнии в 1889 году опубликовало каталог-ценник. В нём оценивались пол, возраст человека, с которого снят скальп, и даже качество скальпов. Например, «скальп взрослого индейца с ушами» стоил двадцать долларов.[2]
Коренные американцы отмачивали в воде сухожилия бизонов, а затем обвязывали их вокруг головы жертвы, после этого головы три дня сушились на солнце. Высыхая, сухожилия сжимались и кожу с головы легко было снять, так как она становилась словно лист бумаги.
Интересные факты
В фильме «Бесславные ублюдки» режиссёра Квентина Тарантино отряд американцев еврейского происхождения скальпировал немецких солдат.
В фильме Эдварда Цвика «Легенды осени» герой Бреда Питта также снимает скальпы с немцев.
Примечания
↑ Вся правда о скальпах. — Индейцы
↑ Огонек: СКАЛЬП С УШАМИ
Ну, где-то так.